Пожар на складе в результате химического самовозгорания.

Продолжаю рубрику интересных и нестандартных пожаров из практики независимого судебного пожарно-технического эксперта.

Так 01.12.2022г. ко мне, в частном порядке обратился руководитель одного из санаториев Кубани. В одном из закрытых на замок складском помещении этого санатория, при не совсем понятных обстоятельствах 25.11.2022г. произошёл пожар. В данном помещении хранились и складировались различное имущество, предназначенное для благоустройства территории санатория — грунты, кислый торф, керамзит, перлит, селитра и т.д. предназначенные для формирования грунтовых смесей, подкормки этих смесей, подкормки зеленой растительности и т.д. Также в этом помещении, в том числе в очаговой зоне, хранились ЛВЖ — растворители, краски и т.д. В результате пожара произошло оплавление и выгорание имеющейся в очаге пожара горючей нагрузки в различной степени, с образованием агломератов однородной массы в объеме пожарного мусора, а также, незначительное повреждение конструктивных элементов данного помещения (деформация стены из металлопрофиля и т.д.). Комиссионное расследование пожара в рамках санатория положительных результатов не дало, т.к. персонал отдела по благоустройству территории «внятных» и «достоверных» пояснений по факту данного пожара руководству организации не предоставил.

Мною, в кратчайшие сроки — 02.12.22г., был осуществлен выезд на объект пожара, где уже была полностью изменена вещная обстановка, т.к. работниками данного направления были «удалены» все объекты, подвергавшиеся горению. Тем не менее, в результате личного осмотра, в том числе с применением инструментального метода, было исследовано данное помещение и установлено место возникновения первоначального пожара, т.е. очага пожара — на полу у восточной стены, в средней ее проекции, со смещением 1,5м. в сторону юго-восточного угла. В процессе исследования данного объекта, мною, в соседнем здании были обнаружены все объекты, подвергавшиеся термическому воздействию в виде однородной массы со следами воздействия пожара, сложенные в полимерные мешки. Высыпав содержимое данных мешков на землю, мною было установлено, что в объеме насыпи пожарного мусора, сохранились множественные объекты неправильной формы, т.е. агломераты однородной массы, имеющие следы одностороннего обугливания и спекания в однородную массу. Образование данных объектов явно свидетельствует о том, что в объеме вещества происходили какие-то процессы.

Для установления причины пожара, мною, у руководителя данной организации, были запрошены все интересующие меня сведения в части обстоятельств возникновения пожара, а также перечень объектов и веществ, хранившихся в этом помещении, состояние объектов электротехнического назначения, действия персона в период времени, предшествующий пожару и на момент его обнаружения.

После предоставления в мое распоряжение частичной информации, в том числе сведений о том, что хранилось в очаговой зоне непосредственно перед пожаром, хронологии действий работников до пожара и в момент его возникновения (когда ушли домой, обнаружение задымления охранником, тушение, выделение при этом едких запахов и определенного «цвета дыма» и т.д.), мною, при исключении иных источников зажигания причастных к возникновения пожара (источника зажигания электротехнического происхождения при тепловом проявлении аварийного пожароопасного режима работы в электрическом оборудовании помещения, источника зажигания, обладающего пламенным горением (пламя зажигалки и т.д.), в том числе и при искусственно инициированном возгорании (поджоге), источника зажигания малой мощности (например, не затушенное (тлеющее) табачное изделие), было установлено, что единственно вероятной причиной пожара в данном случае могло послужить лишь химическое самовозгорание веществ и материалов, расположенных в очаге пожара.

Как указывалось ранее, в результате динамического исследования насыпи из мешков №№1 и 2, было установлено, что в массе данной насыпи были обнаружены агломераты различных неправильных форм в виде спекшихся и сплавившихся образований. Фрагменты грунта в этой массе, в результате температурного воздействия также имеют следы горения выраженные в виде изменения цвета грунта с коричневого до белого и серо-пепельного цветов. Известно, что подобные агломераты — недоразвившиеся очаги самовозгорания, которые могут обнаруживаться и в других, уцелевших объектах и это будет явным признаком протекания в них процессов, характерных для химического самовозгорания. Химическое самовозгорание возникает при контакте химически активных веществ, реагирующих с выделением большого количества тепла. В этом случае самовозгорание обычно начинается на поверхности материала, а затем распространяется вглубь. При перемешивании химических веществ самовозгорание может начаться в глубине объема. И скорее всего, именно там и начнется, т.к. именно там имеются наилучшие условия для аккумуляции тепла, его накопления и постепенного развития реакции. Особенностью самовозгорания является то, что оно не требует внешнего импульса, инициирующего горение, а возникает за счет реакции гетерогенного окисления в больших объемах вещества при относительно низких температурах окружающей среды. Из-за плохой теплопроводности массы мелкодисперсного продукта происходит накопление тепла в его объеме, возрастает температура, соответственно — скорость химической реакции, и, в конечном счете, материал воспламеняется. Процесс самовозгорания называют спонтанным горением или «спонтанной химической причиной» и этот термин более точен, так как вещество вместо того, чтобы зажигаться в какой-то одной точке, или с какой-то одной стороны, зажигается во всей своей массе примерно в такое же время, и тепло поступает не из какого-нибудь внешнего источника, а выделяется в результате химических процессов, происходящих внутри этого вещества. Единственная движущая сила в данном случае — это экзотермическая реакция, при которой выделяется тепло и если это тепло не удаляется сразу, оно может поднять температуру топлива. Так как скорость реакции удваивается с каждым подъемом температуры на 10 °С, т.е. реакция сама себя ускоряет, постоянно увеличивая скорость выделения тепла. При недостаточном выведении тепла, температура может подняться до точки зажигания всей реагирующей массы.

Необходимо отметить, что в очаге пожара кроме вышеуказанных веществ и материалов — кислый торф в виде насыпи с такими материалами в его составе как листья, щепки, керамзит, белые включения и т.д., а также, перлит в полимерном мешке, не исключено присутствие и других веществ и материалов в том числе с химическими составляющими в своих исходных составах. Однако, достоверных данных о том, что именно хранилось в этом помещении, кроме вышеперечисленных объектов и их состава до пожара, а это могли быть селитра, растворители, щелочи, кислоты и т.д., используемые не только для растениеводства и земледелия, но для и хозяйственных нужд данного направления деятельности, в мое распоряжение представлено не было. С учетом специфики и назначения данного помещения любые из вышеприведенных по тексту Заключения, вещества и материалы, как и иные, могли находится в данном помещении в период времени, предшествующий пожару, и могли быть смешаны в пропорции, либо хранится рядом в упаковке, а также, не исключено падение и опрокидывание каких-либо емкостей с веществами и их непроизвольное смешивание между собой в необходимой для химического самовозгорания пропорции. По информации, имеющейся в моем распоряжении, версия возникновения пожара — химическое самовозгорание (экзотермическая реакция с выделением большого количества тепла и последующим самовозгоранием горючей нагрузки), при условиях и обстоятельствах возникновения пожара является единственной вероятной.

 

 

Пожар на складе в результате химического самовозгорания.
Пролистать наверх